Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погадаевская основная общеобразовательная школа
Приказ
№ 134-А от 01.09.20 г.
«Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования МБОУ Погадаевской ООШ»
В рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», пилотного проекта «Успех каждого ребенка»,
Приказываю:
1. Утвердить Типовые модели по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для детей, проживающих в труднодоступной и сельской местности, одаренных детей.
2. Модели по выстраиванию системы обеспечения доступности дополнительного образования детей в срок до 10.09.20 г. разместить на школьном сайте.
Директор школы: Т. Г. Бояркина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погадаевская основная общеобразовательная школа
Обеспечение доступности дополнительного образования для детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Директор школы:
Т. Г. Бояркина
Типовая модель реализации программ вовлечения
в систему дополнительного образования детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ:
1. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года
4. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ до 2020 г.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ:
1. Программа развития дополнительного образования на 2015-2020 годы
2. Региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Забайкальском крае на 2017-2021 гг.
Уникальные условия системы дополнительного образования области:
1. значимая деятельность;
2. доверительные отношения;
3. психологически комфортная среда
Социально-культурный досуг |
Реабилитационный досуг
|
Освоение творческой деятельности |
Получение психологического и педагогического эффекта |
Педагог ориентирован на передачу творческого навыка |
Педагог ориентирован на решение проблем ребенка |
Процесс можно прервать в любой момент |
Процесс предполагает прохождение определенных этапов |
Ребенок может прийти без предварительной подготовки |
Ребенка нужно подготовить к вхождению в группу |
Педагог заинтересован в наполнении группы |
Педагог заинтересован в строго определенном наполнении группы (интегрированная группа) |
Педагог не ведет документацию (только журнал посещаемости и тематические планы) |
Педагог ведет дополнительную документацию |
Сначала предложение, потом - спрос |
Сначала спрос, потом - предложение |
При организации педагогической деятельности следует учитывать:
• вид (досуговой) деятельности;
• цель конкретного вида деятельности;
• содержание занятий;
• реабилитационную составляющую (модуль), направленный на повышение социальной активности, регуляцию эмоционально-волевой сферы, коррекцию ценностных установок, формирование правовой нормативности, собственной успешной жизненной траектории
Основа типовой модели
интеграции детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в систему дополнительного образования области
ТЕХНОЛОГИЯ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОСУГ»:
· Диагностика (входная, промежуточная, итоговая)
· Этапность и последовательность действий
· Командный подход к работе
Адаптационный
|
Первоначальное вовлечение в нормативные отношения; восполнение элементарных познавательных и компетентностных дефицитов
|
Реабилитационный начальный
|
Формирование позитивного
социального опыта и правовой нормативности; создание ситуации успеха, поощрение
|
Реабилитационный основной
|
Восполнение базовых познавательных и компетентностных дефицитов; изменение картины мира, повышение самооценки, предоставление возможности самостоятельного действия, построения карты успешного будущего
|
Организационно-управленческие механизмы
реализации модели:
1. Деятельность школы по работе с детьми группы риска, сети школьных служб примирения.
2. Комплекс мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом 2020-2021 г.г.
3. Участие в конкурсе муниципальных опорных площадок по работе с детьми группы риска
4. Участие в конкурсе «Лучшая школьная служба примирения»
5. Фестиваль «Марафон успеха» для несовершеннолетних, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации Подростковые клубы по месту жительства
6. Соцсети, СМИ
7. Межведомственное, сетевое взаимодействие с ОО, привлечение НКО
Организационно-управленческие инструменты реализации модели:
• Общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования с реабилитационным компонентом
• Апробированные современные реабилитационные технологии:
• «Игротерапия», «Интенсивная школа», «Позитивное развитие через проектирование», «Событийный туризм», «Сеть социальных контактов», «Спартианские игры», «Реабилитация через досуговую деятельность», «Дискуссионный киноклуб»
• Массовые мероприятия различной направленности
• Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение наставника (тьютора)
• Тренинги, различные виды игр как форм безопасных социальных проб
• Система постоянного поощрения успешности (достижений)
• Школа правового просвещения в соцсетях
• Социальная реклама (стенды, буклеты, памятки, листовки)
Обеспечение методического сопровождения
деятельности педагогических работников и субъектов системы профилактики области при внедрении типовой модели:
• Семинары-практикумы, мастер-классы, стажировки на базе организаций-носителей передового опыта
• Конкурсы профессионального мастерства
• Методическая продукция (методические рекомендации, пособия, сборники из опыта работы, тематические брошюры для детей, родителей, педагогов)
• Трансляция позитивных практик в соцсетях
Основные индикаторы и показатели эффективности реализации:
• Охват деятельностью с применением современных технологий (включение в значимую деятельность с реабилитационным компонентом)
• Позитивная динамика процесса социально-психологической реабилитации
• Охват занятостью в объединениях системы дополнительного образования (программы с реабилитационным компонентом)
• Охват волонтерской деятельностью
• Охват муниципальными и региональными мероприятиями, в том числе экскурсиями на производственные предприятия
• Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погадаевская основная общеобразовательная школа
Согласовано Утвержден Специалист Комитета образования Директор МБОУ Погадаевской ООШ
______________ Бояркина Т. Г
администрации муниципального
района «Приаргунский район»
______________ Кокухина Е.А.
Модель
реализации общеобразовательных программ дополнительного образования
для сельской местности на 2020-2021 год
«Дополнительное образования на базе школы посредством сетевого взаимодействия»
с. Погадаево
2020 г.
1. Аннотация
Предлагается модель организации дополнительного образования для учащихся из сельской местности, позволяющая им, исходя из возможностей, достичь образовательных результатов, аналогичных тем, которые достигаются учащимися из крупных городских центров. И потому педагоги стремятся к поиску путей расширения культурно-образовательного пространства воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни, расширяя возможности общего образования за счёт использования кадрового потенциала дополнительного образования. Модель способствует оказанию помощи ребёнку в вариативном выборе индивидуального образовательного маршрута, а технологии дополнительного образования позволяют ребёнку реализовать себя в творчестве на основе интересов и увлечений.
2. Общие положения
Типовая модель реализации общеобразовательных программ дополнительного образования для детей сельской местности задаёт основные требования к содержанию и порядку реализации образовательных программ дополнительного образования, носящих предметный и метапредметный характер, предоставляющих детям из сельской местности возможность достичь образовательные результаты.
Типовая модель разработана и реализуется в соответствии:
- с паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образования для детей», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Типовая модель является нормативным основанием для организации деятельности в сфере дополнительного образования и молодёжной политики:
- позволяет нормировать содержание и качество дополнительных образовательных программ, ориентированных на детей из сельской местности,
- обеспечивать соответствие их содержательного, методического уровня, а также уровня их организационно-управленческого обеспечения, современным задачам образовательной и социокультурной деятельности, требованиям к образовательным результатам и условиям их достижения, отражённым в нормативных документах федерального и регионального уровня, регулирующих качество образования.
Содержание и порядок реализации Типовой модели основаны на положениях действующего законодательства Российской Федерации.
Кадровое обеспечение реализации модели осуществляется МБУ ДО ДТДВ пгт Приаргунск (исполнители, учредители) и Комитет образования администрации муниципального района «Приаргунский район».
Изменение модели может производиться в соответствии с решениями руководителя МОЦ и администрации Приаргунского района на основе новых научно-методических представлений о наилучших способах организации образовательных практик образовательного сопровождения и поддержки детей.
3. Актуальность и новизна модели
Актуальность разработки и внедрения Типовой модели обусловлена следующими факторами:
- объективно обусловленный низкий уровень предметной и компетентностной подготовки учащихся в значительной части сельских поселений, снижающий их социальные возможности в сравнении с учащимися из городских поселений и предполагающий организацию дополнительной образовательной деятельности для восполнения образовательных дефицитов;
- специфика типов и моделей самоопределения и соответствующих им базовых ценностных установок у значительной части детей, подростков, старшеклассников сельской местности, обуславливающая либо низкую самооценку и отказ от освоения эффективных жизненных стратегий, либо, напротив, ориентацию на рекордные образовательные стратегии как на способ покинуть сельскую местность;
- специфика организации образовательной деятельности, в том числе, реализации программ дополнительного образования в сельской местности связанная с малочисленностью населения многих сельских населённых пунктов, расположением их на значительном расстоянии друг от друга, слабой развитостью транспортной инфраструктуры и современных средств связи делает проблематичным использование ряда традиционных образовательных форм и технологий.
Новизна модели заключается:
- оказании помощи ребёнку в вариативном выборе индивидуального образовательного маршрута;
- установка на формирование у сельских учащихся ключевых современных компетентностей как на один из базовых образовательных результатов;
- использование для организации дополнительного образования детей в сельской местности реализацию общеобразовательных программ.
4. Основные содержательные положения Типовой модели
На сегодняшний день актуальными направлениями дополнительного образования являются:
- расширение и уточнение представлений о современном мире, в частности, о спектре современных профессий, создаваемых ими возможностях и условиях их освоения, а также о наиболее выигрышных современных жизненных траекториях, в том числе, связанных с работой в туристическом секторе;
- освоение основных учебных предметов на уровне, доступном учащимся школ в муниципальном центре;
- организация позитивной и продуктивной социальной активности детей из сельской местности, позволяющая им конструировать, удерживать, развивать свой социальный статус;
- освоение детьми из сельской местности народных промыслов, актуальных для данного региона или муниципального образования.
5. Цель и задачи модели
Цель: обеспечение возможности получения качественных услуг в области дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности.
Задачи:
- выявление типичных и значимых потребностей детей разного возраста проживающих в сельской местности в содержании, формах, технологиях организации дополнительного образования и реализация общеоразовательных программ дополнительного образования;
- подбор механизмов для обеспечения услуг дополнительным образованием, соответствующим образовательным запросам детей и родителей, проживающих в сельской местности;
- вовлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в работу образовательно - досуговых мероприятий.
6. Принципы реализации модели
- предоставление учащимся образовательных возможностей;
- установка на содержательное самоопределение школьников;
- установка на формирование у школьника самообразования и стратегии, связанных с жизнью и работой на селе, но в соответствии с современными производственными задачами и жизненными стандартами;
- педагогическое сопровождение учащихся.
7. Основные индикаторы и показатели типовой модели
- рост количества детей, проживающих в сельской местности, получающих услуги в области дополнительного образования;
- рост уровня достижений, продемонстрированных детьми из сельской местности в ходе конкурсных мероприятий, состязаний разных типов и уровней в области туристической, краеведческой и культурно-просветительского направлений.
8. Участники мероприятий по внедрению и функционированию модели
Участники модели: учащиеся, педагоги, специалисты.
Функции:
- непосредственное осуществление деятельности, предусмотренной моделью;
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Исполнители, соисполнители: специалист комитета образования, методисты МОЦ, заместитель директора по УВР МБУ ДО ДТДВ.
Функции:
- организация содержательной координации и методического обеспечения;
- организационно-управленческое обеспечение деятельности непосредственных исполнителей;
9. Дорожная карта реализации модели
Период
реализации |
Мероприятия |
Ответственный
исполнитель |
Результат |
|
До
01.08.2020 г. |
Разработка дорожной карты по реализации общеобразовательных программ ОУ для детей из сельской местности на территории с. Погадаево |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
Бояркина Т. Г. – директор школы |
Дорожная карта |
|
Первое полугодие 2020 г. |
Выявление запросов и потребностей детей и родителей, проживающих в сельской местности образовательными услугами дополнительного образования |
Высотина И. Ю., заместитель директора по УВР |
Аналитические материалы на основе анкетирования |
|
Первое полугодие 2020 г. |
Определение актуальных направлений для разработки и реализации ДООП |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
Бояркина Т. Г. – директор школы |
ДООП |
|
Первое полугодие 2020 г. |
Организация работы дополнительного образования, обеспечивающих доступность дополнительных образовательных программ для детей, проживающих в сельской местности |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
|
Информационные
материалы |
|
2020-2021 гг. |
Вовлечение учащихся из сельской местности на участие в конкурсах и мероприятиях учрежденческого, муниципального, регионального уровня |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
|
Информационные
материалы |
|
2020-2021 гг. |
Обобщение и трансляция опыта внедрения Модели развития системы дополнительного образования детей на муниципальном уровне: СМИ, участие (проведение) методических мероприятий |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
Бояркина Т. Г. – директор школы |
Информационные
материалы |
|
2020-2021 гг. |
Мониторинг оценки качества реализации Модели |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
|
Данные мониторинга |
|
2020-2021гг. |
Предоставление текущей и отчётной документации о реализации Модели |
Кузнецова Л. П. – ЗДВР
Бояркина Т. Г. – директор школы |
Отчетная
документация |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Ожидаемые результаты модели
- создание возможностей образования и самообразования, в том числе, связанных с самоопределением и построением эффективной жизненной перспективы;
- снижение количества девиантных проявлений, правонарушений у детей из молодёжи сельской местности.
Директор школы: Т. Г. Бояркина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погадаевская основная общеобразовательная школа
Модель доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Аннотация
Модель описывает поэтапную системно организованную деятельность, позволяющую детям с ограниченными возможностями здоровья, последовательно восполнить актуальные для них дефициты и выстроить индивидуальную образовательную стратегию. Модель внедрения инклюзивного обучения в систему дополнительного образования предполагает сочетание массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению.
1.Цели и задачи внедрения:
1.1. Цель: Внедрение инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Погадаевской основной общеобразовательной школе.
1.2.Задачи:
o Обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможностями полноценного раскрытия своего творческого потенциала и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников;
o Обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультационной помощи;
o Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детьми-инвалидами;
o Внедрение сетевого взаимодействия со специалистами психолого-педагогических служб.
2.Актуальность разработки и внедрения
Изучение социального заказа выявило потребность в дополнительном образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в муниципальном образовании по объективным причинам невозможно оказание полноценных услуг таким детям. Для восполнения этого пробела была разработана Модель доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Модель предполагает организацию в учреждении дополнительного образования оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.
3.Основные содержательные положения
3.1. Перемещение ребенка из специализированного учреждения в неприспособленное учебное заведение, где нет условий для обеспечения его особых потребностей обучения, нарушает его право на качественное образование. Такая формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Поэтому на первоначальном этапе внедрения Модели доступности необходимо создать условия для организации качественного обучения: подготовить нормативно-правовую базу, разработать и (или) модифицировать программы дополнительного образования и досуговой деятельности, создать систему взаимодействия с психолого-педагогическими службами, организовать для педагогических работников прохождение курсов повышения квалификации в области работы с детьми-инвалидами.
Важным подготовительным этапом перехода к инклюзивному образованию является подготовка всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Необходима целенаправленная деятельность со здоровыми детьми по взаимодействию с детьми, имеющими проблемы здоровья.
Следует разработать систему мероприятий, формирующих толерантное отношение к больным детям. (Беседы, диспуты, тренинги, обсуждение совместно просмотренных фильмов и видеосюжетов на заданную тему и пр.)
Необходимо разработать систему работы с родителями детей с ОВЗ. В нее можно включать обучающие семинары, круглые столы, встречи с представителями социальных и общественных организаций, которые могут оказать помощь и поддержку семьям, имеющих детей с ОВЗ.
Одним из основных является вопрос о комплексном психологическом сопровождении образования детей с имеющимися отклонениями в развитии, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ОВЗ, а также развитию личности детей в целом. Обеспечить решение этого вопроса поможет сетевое взаимодействие с Психологической службой пгт Приаргунск.
В настоящее время выделяют три варианта включения в образовательный процесс детей с ОВЗ:
o интеграция (основана на концепции нормализации жизнедеятельности лиц с инвалидностью);
o инклюзия (основана на социальной модели инвалидности);
o культурологический подход (основан на концепции реабилитации детей с ОВЗ творческими видами социокультурной деятельности).
В настоящее время наиболее распространен в России вариант интеграции. В странах Европы получает развитие вариант инклюзии, однако практическая его реализация сталкивается с серьезными трудностями. Исходя из этого, Модель доступности предусматривает все варианты включения детей с ОВЗ в образовательный процесс, при этом в большей части опираясь на концепцию нормализации.
3.2. ИНТЕГРАЦИЯ
Интеграция направлена на включение ребенка с ОВЗ в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Для присоединения ребенка создаются специальные образовательные условия, соответствующие его особенностям здоровья. Программа и условия обучения других детей не требуют существенных изменений.
№п/п |
Программы, реализация которых потенциально возможна в рамках интегрированного обучения |
Направленность |
Педагог |
1 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» |
Художественная |
Церемпилова Елена Александровна |
2 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисольки» |
Художественная |
Кузнецова Людмила Петровна |
3 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» |
Социально-педагогическая |
Иванов Алексей Владимирович |
4 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Топонимика Забайкальского края » |
Туристско-краеведческая |
Бояркина Тамара Геннадьевна |
5 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» |
Социально-педагогическая |
Налётова Марина Михайловна |
6 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектная деятельность биология» |
Естественнонаучная |
Высотина Ирина Юрьевна |
7 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» |
Физкультурно-спортивная |
Макаренко Иван Владимирович |
3.3 ИНКЛЮЗИЯ
Инклюзивное образование исходит из идеи адаптации образовательной среды к особенностям каждого ребенка. Эту идею выражает Конвенция ООН о правах инвалидов, в которой идет речь о необходимости разумного приспособления к нуждам разных категорий учащихся.
При реализации программ дополнительного образования для обучения детей с ОВЗ необходимо использовать следующие педагогические стратегии и технологии:
· ИКТ и мультимедийные технологии;
· Ориентация на эмоциональное благополучие;
· Обучение в ситуации успеха;
· Устранение монотонности учебной деятельности (использование нетрадиционных форм обучения, смена видов деятельности);
· Усиление занимательности учебного материала (использование игровых моментов, соревнований и т.п.)
· Применение проектной деятельности (создание индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ, кластеров, лэпбуков).
№п/п |
Программы, реализация которых потенциально возможна в рамках интегрированного обучения |
Направленность |
Педагог |
1 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» |
Художественная |
Церемпилова Елена Александровна |
2 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисольки» |
Художественная |
Кузнецова Людмила Петровна |
3 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» |
Социально-педагогическая |
Иванов Алексей Владимирович |
4 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Топонимика Забайкальского края » |
Туристско-краеведческая |
Бояркина Тамара Геннадьевна |
5 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» |
Социально-педагогическая |
Налётова Марина Михайловна |
6 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектная деятельность биология» |
Естественнонаучная |
Высотина Ирина Юрьевна |
7 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» |
Физкультурно-спортивная |
Макаренко Иван Владимирович |
3.4 АРТ-ТЕРАПИИ
При организации инклюзивного образования необходимо предусмотреть использование в образовательном процессе различных арт-терапий, которые могут быть включены в существующие образовательные программы либо реализованы самостоятельно.
№
п/п |
Арт-терапии, рекомендованные к использованию при работе с детьми с ОВЗ |
Описание |
1. |
Изотерапия |
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. |
2. |
Музыкотерапия |
Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Музыки способна регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. |
3. |
Игровая терапия |
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В ее основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. |
4. |
Сказкотерапия |
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. |
5. |
Имаготерапия |
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности. |
6. |
Песочная терапия |
Невербальная форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка. |
7. |
Воспитание природой (гарденотерапия, ипотерапия, акватерапия, дельфинотерапия и др.) |
Общение с природой имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития. |
3.5. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Культурологический подход к включению детей с ОВЗ предусматривает создания условий для их творческой деятельности в приемлемой для них форме. Для такого подхода ключевым моментом является вовлечение ребенка в совместное творчество. Наиболее удачным для реализации культурологического подхода является применение практик искусства, имевших место в истории культуры. Участие в таких практиках позволяет формировать у детей с ОВЗ основы культурной и коммуникативной компетенции.
№
п/п |
Мероприятия, которые потенциально могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ |
Описание |
1. |
«Праздник детства» |
Детский праздник, в котором присутствуют игровые, музыкальные, соревновательные блоки. |
2. |
«Я рисую солнце!» |
Конкурс рисунков на асфальте |
3. |
Концерты к праздникам |
Выступления перед родителями, обучающимися |
4. |
Тематические игровые программы |
Программы в игровой форме рассказывают и/или закрепляют знания детей по правилам поведения на дороге, при обращении с огнем и т.п. |
5. |
Новогодние утренники |
Музыкальные спектакли с использованием интерактивных приемов. |
6. |
Выставки творческих работ учащихся |
Выставки, на которых дети могут показать результат своей деятельности, провести или поучаствовать в различных мастер-классах, реализовать свои изделия (при желании). |
4. Дорожная карта реализации модели
Этап и его содержание |
1-3
мес |
4-6 мес |
7-8 мес |
9-12 мес |
13-15 мес |
16-18 мес |
19-20 мес. |
с 21 мес. |
Анализ реальной структуры детей с ОВЗ в муниципальном образовании, выявление их образовательных потребностей. |
х |
|
|
|
|
х |
|
|
Прохождение курсов повышения квалификации административными работниками, методистами, педагогами дополнительного образования |
х |
|
|
|
х |
|
|
|
Создание административно-правовой базы в учреждении дополнительного образования |
х |
|
|
|
|
|
|
|
Подбор конкретных механизмов и инструментов для более успешной реализации модели с учетом выявленных потребностей детей |
х |
|
|
|
|
х |
|
|
Создание системы взаимодействия со специалистами психолого-педагогических служб |
х |
|
|
|
|
|
|
|
Создание системы мероприятий, формирующих толерантное отношение к больным детям |
х |
|
|
|
|
|
|
|
Внедрение системы мероприятий, формирующих толерантное отношение к больным детям |
|
х |
|
|
|
|
|
|
Создание системы работы с родителями детей с ОВЗ |
|
х |
|
|
|
|
|
|
Создание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для работы с детьми с ОВЗ, других методических материалов |
|
х |
х |
|
|
х |
х |
|
Внедрение системы работы с родителями детей с ОВЗ |
|
|
х |
|
|
|
|
|
Обучение детей с ОВЗ |
|
|
|
х |
х |
х |
|
х |
Работа службы психолого-педагогической поддержки |
|
|
х |
х |
х |
х |
х |
х |
5.Методическое обеспечение
5.1 Курсы повышения квалификации для административных работников в области организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
5.2 Курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, готовых обеспечить реабилитационный характер своих учебных курсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.3 Курсы повышения квалификации для методистов и педагогов дополнительного образования, готовых разрабатывать специальные мероприятия, программы, проекты, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.
6.Категории участников по внедрению и функционированию модели
6.1.Педагоги дополнительного образования.
Функции в реализации модели: непосредственное осуществление деятельности, предусмотренной моделью, разработка методов и технологий в рамках реализации модели.
6.2. Специалисты управленческого звена учреждения.
Функции в реализации модели: организационно-управленческое обеспечение деятельности непосредственных исполнителей, обеспечение решение задач повышения их профессиональной квалификации в направлениях, ключевых для решения задач в рамках реализации модели.
6.3. Специалисты Психологической службы пгт Приаргунск.
Функции в реализации модели: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, оказание консультационной помощи их родителям (законным представителям).
6.4. Специалисты сферы повышения квалификации в гуманитарной отрасли.
Функции в реализации модели: проведение мероприятий повышения квалификации для специалистов и организаций, являющихся непосредственными исполнителями функций в рамках реализации Модели.
6.5. Родители (законные представители) детей с ОВЗ.
Функции в реализации модели: оформление образовательного заказа, тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
7. Основные индикаторы и показатели модели:
7.1 Динамика количества детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в систему дополнительного образования.
7.2 Рост числа программ дополнительного образования и иных образовательных форм, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья.
7.3. Динамика количества детей с ограниченными возможностями здоровья, успешно освоивших программы дополнительного образования.
7. Ожидаемые результаты
7.1 Внедрение в педагогический процесс передовых методик и технологий комплексного сопровождения социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ;
7.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему эффективных коммуникативных отношений со сверстниками;
7.3 Создание условий для полноценного раскрытия творческого потенциала детей посредством применения различных форм учебно-воспитательной и досуговой деятельности;
7.4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в сфере работы с детьми с ОВЗ;
7.5. Осуществление сетевого взаимодействия со специалистами психолого-педагогических служб;
7.6. Формирование компетентностной основы воспитания детей в семье.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погадаевская основная общеобразовательная школа
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Краткая аннотация проекта
Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в МБОУ Погадаевской ООШ.
В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Сформировать систему работы с одаренными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.
Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одаренными обучающимися и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Обоснование необходимости проекта
В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.
Но, в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, встала проблема, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.
На сегодняшний день нет и однозначного определения понятия одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы понимаем под словом «одарённость». Игнорирование этого положения приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято принимать за основу, то определение, что одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Признание руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в МБОУ Погадаевской ООШ:
- создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в МБОУ Погадаевской ООШ.
Объект исследования:
Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми.
Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
2. Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Методы:
Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Статистический: обработка полученных данных.
Основное содержание проекта
Конкретные цели обучения одаренных детей в школе определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу «Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными детьми.
Создание системы выявления одарённости у обучающихся
Следующим шагом инновационной деятельности – мониторинг одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в школе может включить в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);
-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется его одаренность:
- явной - проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
3. Какие задачи работы с одаренным ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования и диагностики мы выделяем область проявления повышенных способностей, обучающихся:
- В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
- В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественной деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определили по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или
лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»
материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает музыкальные концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;
- если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием;
- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Спортивная одарённость:
- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- отлично управляет телом при маневрировании;
- обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;
- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;
- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;
- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные
части;
- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым
смыслом ответы и объяснения;
- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области
знаний, которая ему интересна;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий
и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для педагогов приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения,
развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации программы «Одарённые дети» следует произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы может пройти в рамках работы семинаров, творческих объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом станет разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей.
На этом этапе деятельности возникает ещё одна проблема: обучение в ДТДВ ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до трех лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встанет задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Принципы построения программ для одаренных детей в МБОУ Погадаевской ООШ.
Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одаренных детей должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных
обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих
привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Разработка и апробация новых педагогических технологий
в работе с одарёнными детьми.
Опыт работы подсказывает нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей, также, как и одаренных, а педагогам ДТДВ рекомендовать активно апробировать передовые педагогические технологии и методики:
1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд.
5. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение физического, психического здоровья, нравственного и духовного здоровья.
6. Игровые технологии, способствующие ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
Разработка календарно-тематических планов.
Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком в школе осуществляется во время работы всей группы обучающихся. В календарно-тематическом планировании мы определяем вид (форму) индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется педагогом.
Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров
для работы с одаренными детьми
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. Но не все педагоги имеют достаточный психологический уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Это приводит к неадекватной оценке личностных качеств и всей деятельности одарённых детей, в целом. К педагогам, осуществляющим инновационную деятельность в школе, выдвигаются следующие требования:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики одарённости;
- самообразование, саморазвитие, создание системы консультирования и тренингов для одарённого ребёнка;
- проведение проблемных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- выбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой рекомендовано организованы: работу постоянно действующего семинара, методическая учёба, дать консультации: «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком», «Понятие одарённости в педагогике и психологии», «Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми», «Принципы и методы выявления одарённых детей», «Тесты для определения одарённости», «Роль дополнительного образования в обучении одарённых детей», «Признаки одарённости», «Технология мастерских», «Концепция социального интеллекта» «Реализация программы «Одарённые дети»» и т. д. Пополнять картотеку по проблемам одарённости.
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.
Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
По наблюдению методистов, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Практика работы показала, что в обучении детей с повышенными способностями наиболее оптимальными являются следующие формы организации познавательной деятельности:
- «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».
- «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».
Как же способствовать оптимальному развитию детей с незаурядными умственными возможностями? Существуют различные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. В рамках индивидуализации детей с высоким умственным потенциалом педагогам, работающим с одарёнными детьми, методическая служба рекомендует использовать в работе основные стратегии обучения:
«Стратегия ускорения». Увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. В качестве организационных вариантов «ускорения» (форм) рассматриваем:
- более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала;
- перескакивание одарённого ребёнка через группу (несколько групп) в своём объединении.
«Стратегия интенсификации». Изменение не темпа обучения, а увеличение объёма, или, говоря точнее, повышения интенсивности обучения. Эта стратегия, в определённом смысле, является альтернативой «стратегии ускорения». Но изменения одних лишь количественных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Педагоги более опытные утверждают, что попытки сокращения сроков обучения за счёт более высокого темпа прохождения традиционных программ или большая насыщенность программ информацией по сравнению с традиционными являются недостаточно эффективными путями решения проблемы обучения одарённых детей. Мы пришли к выводу, что требуется не только количественное, но и качественное отличие содержания обучения (для этой категории детей) от методик обучения их сверстников со средним уровнем развития.
Стратегия «индивидуализация обучения». Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» заставило нас искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. И методический состав учреждения пришёл к выводу, что индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.
Стратегия «обучение мышлению» - развитие творческого (критического, рационального) мышления.
Стратегия «исследовательское обучение» - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера, и таким образом передача обучающемуся инициативы в организации своей познавательной деятельности.
И, наконец, педагогам всегда следует помнить, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Для повышения результативности инновационной деятельности учреждения методической службой будут разработаны:
1. Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов).
2. Карта достижений, обучающихся в этих мероприятиях.
Уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребенка в течение учебного года, отслеживаются с помощью карты творческого развития. Карта творческого развития является инструментом педагогического сопровождения одарённого ребенка в условиях образовательного процесса. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации Программы отслеживаются по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
Алгоритм работы с одарённым ребёнком, который позволяет определить уровень: интереса к занятиям, ЗУН и качества усвоение программного материала в течение всех этапов реализации Программы.
Обобщение и распространение педагогического опыта работы
с одарёнными детьми.
1. На начальном этапе этого направления деятельности следует провести
экспертизу и апробацию образовательных программ для одарённых детей.
Результаты экспертизы индивидуальных программ развития могут показать, что:
- цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждений системы дополнительного образования детей;
- содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ;
- содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования;
- временные затраты на формирование ЗУН, по сравнению с типовыми программами, сокращены, но увеличен объём изучаемого материала;
- реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует разностороннему развитию обучающихся, программы реально выполнимы, рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.
2. Планируется создание и пополнение банка данных одарённых детей.
3. В панах создание и пополнение портфолио одарённых обучающихся.
4. Разработать и апробировать программу семинаров для педагогов, ориентированных на работу с одаренными детьми, по новым образовательным технологиям.
Ресурсы проекта
Медиаресурсы:
- интернет – как источник необходимой информации;
- Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические:
- компьютер, принтер;
- учебно-наглядные пособия и оборудование.
Кадровые:
- педагоги дополнительного образования учреждения.
VII. Партнёры
Директор, заместители директора, методисты, педагоги.
VIII. Целевая аудиториямы при коллективной работе,. есь ход учебно-воспитательного: обучающиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать пробл само
Педагоги дополнительного образования, работающие с одарёнными детьми
План реализации проекта
Первый этап – организационный (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.)
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей;
- организация методического обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Второй этап – практический (сентябрь 2021-сентябрь 2022 гг).
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации Программы «Одарённые дети»;
- обмен опытом, совершенствование мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
Третий этап – аналитический (сентябрь 2022 –январь 2023 гг):
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ достижений обучающихся;
- анализ деятельности педагогов по работе с одарёнными детьми;
Примерная программа основных мероприятий
№ |
Направление деятельности |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Система выявления одарённости у обучающихся |
1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка |
сентябрь-октябрь |
педагоги |
1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка |
октябрь |
педагоги
|
1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся |
октябрь-ноябрь |
педагоги |
2 |
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей. |
2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости |
в течение года |
педагоги |
2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся |
в течение года |
Кузнецова Л. П. |
2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми |
сентябрь-ноябрь |
Кузнецова Л. П. |
2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей |
сентябрь-ноябрь |
Кузнецова Л. П. |
2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми |
в течение года |
Кузнецова Л. П. |
2.6. Разработка календарно-тематических планов |
октябрь |
педагоги |
3 |
Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми. |
3.1. Пополнение картотеки по проблемам одарённости |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
3.2. Работа постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одарёнными детьми |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
3.3. Методические учёбы |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
3.4. Консультации |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
4 |
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. |
4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:
- использование тренинговых методов;
- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- анализ реальных достижений ребёнка. |
в течение года |
педагоги
|
4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня |
сентябрь-октябрь |
педагоги |
4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов) |
в течение года |
педагоги |
5 |
Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми |
5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарёнными детьми
|
в течение года |
педагоги |
5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися |
в течение года |
педагоги |
5.4. Пополнение банка данных одарённых детей |
в течение года |
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми |
|
Кузнецова Л. П.
Высотина И. Ю. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий для выявления и поддержки детей, имеющих успехи в учебной деятельности.
2. Реализация творческого потенциала детей: призовые места в мероприятиях различного уровня, положительная динамика продвижения обучающихся.
3. Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
4. Привлечение родителей к участию в деятельности школы.
Перспективы
Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную деятельность учреждения. Перспективой данного проекта является - развитие материально-технической базы за счёт спонсорских вливаний, получение одарёнными обучающимися и педагогами грантов в результате участия в мероприятиях различного уровня.
Рациональность разработки данного проекта подтверждается инициативами
президентской программы «Одарённые дети»:
1. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.
2. Обновленное содержание образования, новое поколение образовательных стандартов.
3. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения.
Список литературы
1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика - 2003. - №8. - с.13-18.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
3. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии - 2003. - № 4.
4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
5. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.
6. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии. - 2000. № 3.
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
8. В.С. Юркевич, Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, 1998. Книга для учителей и родителей.
9. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 2004.- № 9.
10. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989. -№ 6 .
11. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
12. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса,1986г